ПОЧЕМУ БЬЮТ ДЕТЕЙ?
Физические наказания - явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены “серьезно” наказать ребенка и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой “внушительного” наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:
- “Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят - дело вполне серьезное”. (Но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
- “В детстве меня тоже били, и это мне не повредило”. (Вспомните, однако, что вы тогда чувствовали. Припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
- “Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка”. (В тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
- “Рука порой сама подымается”. (Но вдумайтесь, “подымается ли рука сама” во всех других случаях, когда вы сердитесь - например, на вашего друга или начальника на работе).
- “Шлепок разряжает обстановку и снимает напряжение”. (И тем не менее после побоев обстановка в доме накаляется, никто из членов семьи не знает, что ему делать, - и все замыкаются в одиночестве).
Телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, нередко они скорее выражают состояние родителей.
Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночества, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми - и эта озабоченность проявляется во вспышках гнева по отношению к детям. Тут уж и говорить не приходится о продуманном наказании, битье ребенка в такой ситуации - следствие истерики, долго копившегося напряжения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ.
Проведенные специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени - оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребенка надолго. Скорее, оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, “отбыв” наказание, готов вернуться к прежнему поведению. Систематическое применение телесных наказаний вырабатывает у ребенка своего рода “иммунитет”, и побои перестают приводить его “в норму”.
Один из очень нежелательных результатов частого битья - тот, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Ребенок учится в минуту гнева прибегать к драке, привыкает к тому, что для того, чтобы снять напряжение, достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И все это потому, что, демонстрируя ребенку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию и не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями другим способом.
Реакция на побои бывает у детей самой разной:
- маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;
- ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным;
- ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били душевная рана не заживаетв течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.
ЧЕТКИЕ РАМКИ ПОВЕДЕНИЯ
Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила поведения. Ребенок учится определять эти рамки, принимая требования родителей и подражая их действиям.
Неизменный порядок создает у ребенка чувство безопасности. Устойчивый режим дня и существование четких правил в приеме пищи, сне, умывании, играх и т.д. препятствуют возникновению у ребенка неприятных ощущений и чувства неуверенности.
Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам при установлении рамок поведения для вашего ребенка:
- Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения. Необязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали ребенку, он ощущает себя полноправным и достойным участником события.
- Ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие. Само собой разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только родители.
- Предоставьте ребенку право выбора. Дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей.
- Ребенок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Мнение ребенка по этому вопросу поможет вам установить эти границы справедливо.
- Необходимо самому верить в справедливость своих требований, объяснить ребенку их причины и убедить в том, что он их осознал.
- Не требуйте от ребенка сразу многого: начинать надо с небольшого набора правил.
- Давайте детям ясные, точные и краткие указания.
- Неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям - ребенок нуждается в повторении.
Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей - если, конечно, вы делаете это достаточно гибко и справедливо.
И даже если дети порой будут возмущаться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленные вами последовательность и участие.
Дети подражают вашему поведению и учатся таким образом отвечать за свои поступки.
ПОДБИРАЙТЕ НАКАЗАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Это - основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.
Основательная трепка, которую мать задала четырехлетнему Яну, когда он разбирал на части свой ксилофон, не остановила его, и он каждый раз заново разбирает ксилофон на части.
Если целью физических наказаний является изменение поведения Яна, то они должны приносить какие-то результаты. Почему же матери Яна не удается научить его играть с ксилофоном? Возможно Ян не понял, что побои являются наказанием за разобранную игрушку. Вдобавок к этому, наказанный Ян не понял, что же он все-таки должен делать.
Мать Яна может собрать части от ксилофона и, не выказывая ни малейшего гнева, объяснить мальчику, что ксилофон предназначен для игры на нем, а не для того, чтобы его разбирали на части, и когда Ян действительно захочет сыграть на ксилофоне, он сможет взять его снова. Таким образом мама Яна выражает свое отрицательное отношение к поступку сына. Такая реакция логически связана с поступком ребенка,.. и мальчик получает возможность выбрать другую линию поведения. Ян, несмотря на свой возраст, способен понять смысл происходящего и прийти к необходимому заключению.
Можно предпринять при этом еще и дополнительные шаги. Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.
- Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.
- Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
- Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.
- Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.
- Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.
- Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
- Старайтесь избегать пустых угроз. Используйте любую воможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.